Контроль за качеством асфальта ведется строгий
У дорожников начался строительный сезон. О том, какие у них планы, мы рассказывали в одном из номеров нашей газеты в интервью с руководителем Сернурского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» С.В.Лобастовым. Сегодня наш разговор о Шургуяльском асфальтобетонном заводе (АБЗ).
Основной продукт, который используют работники дорожного хозяйства – асфальтобетонная смесь. И подаваться к месту ремонта дорог она должна, как говорится, с пылу с жару. Об этом заботятся на Шургуяльском асфальтобетонном заводе (АБЗ), в котором пусконаладочные работы были проведены в конце апреля. В прошлом году на АБЗ, построенном в 1992 году, была произведена реконструкция, на которую ушло порядка 15 млн рублей. О работе завода, о том, что было сделано и какая от этого экономическая выгода я попросила рассказать мастера АБЗ А.И.Новоселова. Александр Иванович провел экскурс по территории завода, показал все хозяйство и по ходу давал комментарии: - Пока шла модернизация завода в Шургуяле, с 2016 и до июня 2017 г., работала другая установка в Фомичах Куженерского района. Этот завод также относится к Сернурскому филиалу, там тоже наш дорожный строительный участок. Большая работа проведена в битумном хозяйстве: все механизмы привели в соответствие с требованиями норм безопасности, были заменены на новые старые емкости, которые не прошли поверку на пригодность. Возле них сделали обваловку с бетонированным основанием на случай аварии и разлива битума, чтобы не загрязнять территорию. Битум доставляется централизованно из городов Сызрань, Нижний Новгород. Здесь он проверяется на наличие сертификата соответствия, качество. Сливается в резервуар рабочей емкости, которая находится на постоянном подогреве и через нее битум идет по емкостям - хранилищам. Также поставили установку АНТ-50 (маслогрейку) - более современную и полностью автоматизированную. Завод перешел с мазута на газ, что намного безопаснее, более экономично, и, что самое главное, большой плюс для окружающей среды - теперь в атмосферу не выбрасываются столбы черного дыма и не загрязняют воздух. Во время нашего разговора на заводе шла варка порции асфальта. Все механизмы были приведены в действие и работали в автоматическом режиме. И только один оператор из кабинки по компьютеру внимательно следил за процессом. Под конусообразной установкой стояла спецавтомашина, дожидаясь готовую продукцию. И вот кузов заполнился черным дымящим асфальтом. Появился водитель, сел в кабину и отправился на объект. - В его руках был паспорт качества на асфальтобетонную смесь, в котором указана температура на выходе с установки, - пояснил Александр Иванович. - На месте дорожный мастер еще обязательно замерит температуру асфальта специальным термометром - она должна соответствовать нормам. Туда, где идет укладка смеси, выезжает работник лаборатории АБЗ, отбирает пробу и также измеряет ее на соответствие. Мы заглянули в ту самую лабораторию, которой заведует молодой специалист Р.В.Андреев. Роман подробно объяснил, что его основная задача – испытание асфальтобетонной массы на качество. Проверяется готовая продукция один раз в сутки. Берется свежесваренный асфальт, прессуется на специальном станке в круглую форму, которая затем проходит серьезное испытание на прочность: сначала просушивается, потом отправляется в воду, после размочки - в вакуумную установку. И после каждой процедуры – взвешивание. Затем по формуле определяется плотность, водонасыщение, прочность и т. д. - всего по 12 пунктам. Часть из них проверяется в центральной лаборатории г. Йошкар-Ола. Также для исследования проводится выемка из готового асфальтового полотна. Это для того, чтобы определить: не впитывает ли асфальт атмосферные осад ки. Корректируются первые партии асфальта и каждая рецептура. Кроме того, здесь проходят проверку все строительные материалы – щебень, песок. Также лаборант берет пробы при уплотнении грунта в начальной стадии строительства. В общем, дорожное полотно похоже на многослойный пирог, и каждый слой проверяется в этой лаборатории на прочность и все другие параметры. Так что ответственность на Андрееве лежит очень большая. Познакомившись с работой лаборатории, сделала вывод: нельзя говорить о том, что дорожники укладывают на дорогу невесть чего, потому что на всех этапах идет полный контроль. И делается все в соответствии с Госстандартами. На дороги с разной классификацией, центральной лабораторией даются разные рецепты. При варке асфальтобетонной смеси используется качественное сырье. Давно уже не идет для этого щебень местного Памашъяльского каменного карьера, а только гранитный - отсевы дробления, доставляемые с Урала. На пористый асфальт для нижнего слоя покрытия дорожного полотна идет крупнозернистый щебень, а для верхнего – мелкий, более плотный. А какая «подушка» ложится перед асфальтом, зависит от класса дороги. Далее все зависит от дорожных работников, от их правильной укладки и уплотнения асфальтобетонного полотна. - В прошлом году мы выпустили порядка 14 тыс. тонн качественной асфальтобетонной смеси, и на этот сезон объемы сохранятся, – продолжил рассказ Александр Иванович. - Мощность завода позволяет выпустить и больше. Он способен обеспечить продукцией и близлежащие районы. Всю работу выполняет коллектив в количестве 11 человек. Работы достается всем, особенно когда строительный сезон в самом разгаре, а варщики асфальтобетонной массы Э.В.Андреев и В.В.Яндемеров трудятся в две смены. Александр Иванович отметил добросовестную работу Андреевых - братьев Геннадия Васильевича, Эдуарда Васильевича (имеющего большой стаж работы) и его сыновей Дениса и Василия. Все ответственно относятся к своему делу. Добрые слова сказал о мастере своего дела, электрике Вадиме Сергеевиче Березине. Он быстро находит и устраняет любую малейшую поломку, хотя на заводе кругом автоматика и электроника. К тому же он еще и классный специалист- автоэлектрик. …Пока небольшие объемы работ на дорогах, заводская установка работает с остановками. Про запас асфальт не варится. Как только поступает звонок, корректируется время и нажатием одной кнопки все механизмы приводятся в движение. Только погрузчику приходится трудиться в темпе, доставляя необходимое сырье из гуртов, которые находятся рядом в огромных штабелях (до трех тысяч тонн). Сейчас все стройматериалы подвозят на базу собственным транспортом – большетонными КамАЗами. Еще Александр Иванович рассказал о том, что дорожники теперь выезжают на все дорожно-транспортные происшествия, чтобы убедиться в том, что не всегда в этом виноваты дороги... Когда я уходила с территории завода, установку вновь запустили, потому что был принят новый заказ на асфальтобетонную смесь из Куженерского муниципального района.
Алевтина ВШИВЦЕВА Фото автора.