Газеты Сернурского района Республики Марий Эл 16 ноября 11 г.
Блог
Главная Общество "Учительница первая моя"

"Учительница первая моя"

22 января 2016 года

Сколько учеников может так сказать про Нину Михайловну, и не подсчитать за тридцать восемь лет ее трудовой педагогической деятельности.

Уже 34 года она на заслуженном отдыхе, а школьная жизнь помнится со всеми ее трудностями, радостями, непростыми ситуациями, а порой и комическими.

Родом Нина Михайловна из деревни Назарово Параньгинского района из крестьянской семьи. Хорошо помнит, как мама ходила учиться в ликбез, как организовывались колхозы. Как посылали ее по деревне: "Давай, Нина, иди стучи каждому в окошко, зови всех на собрание". Люди неохотно шли в коллективное хозяйство, сегодня запишутся, назавтра - раздумают и выписываются. Таким был ее дядя: жалко ему было своего нажитого, потому что надо было увести в колхоз лошадь, корову, имущество кое-какое отдать. А у отца было другое мнение: что государство делает, надо подчиняться. Дедушка тоже был упертый: когда увел свою лошадку в колхоз, который назывался "Победа", каждый день ходил и проверял: как она там живет…

Нина с хорошими результатами закончила Куракинскую школу-семилетку. И недолго думая, как и ее одноклассницы, решила поехать в Нартасс поступать на агронома. Повезли с собой сундуки на двух телегах, а что в них было? Да практически ничего… В то время ни у кого ничего не было - ни одеться, ни обуться. Весь сентябрь там копали картошку. Потом на день отпустили домой, чтобы помыться в бане перед занятиями. Мама сказала Нине: "Брось эту учебу, какой из тебя агроном, у тебя и отца уже нет, чтобы что-то подсказать (он погиб на фронте в 1942 году). Вас семь девчонок, куда вас столько агрономов в одном колхозе".

"Ну, я и послушалась матери, забрала документы,- вспоминает о былом Нина Михайловна.- А за мной и девчонки. Потом все поступили учиться в Параньгинское педучилище, которое закончили в разгар войны - в 1943 году. И чтобы получить аттестат, студенты должны были напилить по пять кубометров дров. Увезли нас в лес. Мне дедушка наточил пилу и топор. И мы три девчонки скооперировались. Ой, и досталось нам! Береза сырая, свалить с корня ее нелегко, а надо было еще и распилить, и расколоть и в клетки сложить. Да еще сучки сжечь…

Только справились с этой работой, вернулись в училище, как нам сразу же объявили, что должны принять эвакуированных детей с Курской области. Куда их расселять? Нашли какой-то барак. Нам дали задание: привести его в порядок, все промыть, поклеить. Мы зашли в одну комнату, а там все стены гнилые, и улицу сквозь дыры видно… Пришлось своими силами утеплять. А дети были привезены из мест, где шли военные действия, и они видели весь ад своими глазами. На них нельзя было повысить голос, их сразу начинало трясти. А один мальчик все ходил за мной по пятам, держась за подол. Я спросила сестренку, почему он меня выбрал. Она ответила, что я похожа на маму, которую убило на его глазах, вот он и ходит, как помешанный… Разные дети были…

Тяжело было всем: не было ни еды, ни одежды. Я когда начала работать в школе, у меня было всего 2 платья да юбка с кофтой. И купить было негде - не было никакого товара. Ходили в лаптях. А как поступила на работу, мне, учительнице, вроде как неудобно в школу было пойти в такой обуви и пошли мы с мамой на базар, купили самодельные туфли за 750 рублей. Это были большие деньги…

Замуж вышла в Куженерский район в д. Лонганер за Александра Николаевича, там немного поработала в школе. Родился сын Николай, а кормить его было нечем. Думали-думали и поехали в деревню к моей маме, у которой была корова. В Онучинской школе Параньгинского района оказалось место, и я стала там работать. Трудными были и послевоенные годы. Помню, как колхоз выделил овсяную крупу и трехлитровую бутыль льняного масла, чтобы варить ученикам обеды. Как бы не было трудно, дети старались учиться. В военные годы писать приходилось между строчек старых книг. Ей и самой приходилось так учиться. Уже потом появились тетради и ручки…

За хорошую работу избрали ее депутатом райсовета. Помнит, принимала участие в решении важных вопросов, голосовала за строительство асфальтовой дороги от Параньги до Елеевской дороги…

В 1966 году семья переехала в п. Сернур. Здесь Нина Михайловна проработала пятнадцать лет в Сернурской средней школе. Пять выпусков было у нее. Многих помнит до сих пор. А свои признания в любви своей первой учительнице многие ее ученики делали, уже став взрослыми.

Какие только способы не приходилось применять ей, чтобы наставить на путь истинный самого ленивого, самого "нехочуху", самого озорного ученика. Со смехом рассказала Нина Михайловна такой случай: "Один мальчишка никак не мог выучить таблицу умножения и я все время оставляла его после уроков. Ему надоело. Отодвинул как-то от себя тетрадь и заявил: "Не буду у вас учиться, в город уеду". Я подняла голову: "Поезжай. А ты в городе бывал?" "Да". "Видел у въезда высокую женщину с буханкой хлеба? Так вот, возле нее останавливают все автобусы и спрашивают, все ли знают таблицу умножения. Спросят тебя, а ты не знаешь, тебя обратно ко мне же и отправят. А как в магазин пойдешь? Ты даже не сможешь сосчитать, сколько нужно денег за две булки хлеба. Вдруг кассир тебя обсчитает…." Он слушал, слушал… И вдруг тетрадь к себе пододвинул и начал учить. И выучил. Перед родительским собранием попросил мать купить мне подарок за то, что столько времени занималась с ним после уроков. Подарили они мне тогда графинчик с гравировкой красоты неописуемой…

Был еще случай, когда передали мне второгодника, хулиганистого мальчишку. Все лето думала, как с ним буду заниматься. Но он на удивление стал слушаться… Потом хорошо закончил школу, ФЗО. Устроился на работу. Во время отпуска пришел в школу, а по дороге насобирал букетик цветов из васильков, ржаных колосков и преподнес мне со словами: "За то, что были с нами такой терпеливой".

Порой в ее классе уму-разуму учили нерадивых сами одноклассники. И это было очень действенно. Пришлось учить и двух инвалидов на дому. Одна из них стала адвокатом. Благодарные родители девочки даже написали про нее заметку в районной газете…

С гордостью сказала Нина Михайловна, что ее учениками были и глава администрации муниципального района С.Л.Адиганов, и глава администрации городского поселения Сернур Н.И.Лежнин, и директор ЗАО "Балтийский берег" Е.П.Зотин. Выбрали учительскую стезю Г.В.Липатникова, Е.Ю.Копанева, О.Ю.Попова, стали врачами Т.А.Мошкина, Л.Н.Киндулов…

Но, в общем-то не так важно, кто и кем стал, главное - первые уроки доброты, жизненной стойкости они получили у своей первой учительницы Нины Михайловны Кропотовой. И она старается поддерживать со всеми связь, интересуется их жизнью и работой. Сама ветеран труда и в девять десятков лет, хотя и здоровье уже не очень, все такая же оптимистичная, с юмором, много читает. Проживает в собственном доме вместе с сыном Николаем и снохой Татьяной. Навещают мать и обе дочери…

- Какой надо быть, чтобы прожить такую долгую жизнь, да еще и так хорошо выглядеть? - задала я ей риторический вопрос. А она ответила просто:

- Какой? Я всю жизнь была в работе, в движении: и в школе, и дома. Из своей деревни до соседней, где работала в школе, приходилось ходить пешком, а зимой - на лыжах вместе с учениками. Пройдусь по ветру, по морозу, щеки горят, раскраснеются, вот тебе и весь секрет.

 Алевтина ВШИВЦЕВА.

Фото автора.

Комментарии (0)
Каталог организаций