Самая хорошая, самая любимая

В позднюю осень до деревни Приустье Мушки Сердежского сельского поселения можно доехать только до конца асфальтового полотна, а дальше – пешком, потому что улица от раскисшей земли становится непроезжей. В населенном пункте числится 25 жилых домов, но здесь немало добротных построек. Дом с мансардой под номером 16 – тоже новостройка, уже под крышей, но пока еще без окон, и поэтому с улицы кажется нежилым. Но мне подсказали, что именно здесь проживает многодетная семья Гусевых. Осторожно открываю калитку. Миловидная, хрупкая женщина приветливо встретила на крылечке пристроя и пригласила пройти в комнату.
Там, конечно, тесновато, но очень уютно. У Людмилы Алексеевны и Сергея Филипповича трое сыновей и три дочки. В наше время одного-двух и то проблематично обуть-одеть, выучить. А тут шестеро!
Людмила Алексеевна улыбается: «Когда я начала рожать детей одного за другим в трудные 90-е годы, мне все деревенские, знакомые говорили: «Ты что, с ума сошла, куда тебе столько детей!» Знаете, мне поначалу было даже стыдно в деревне показываться, словно в чем-то виновата. Но это было наше обоюдное с мужем решение – иметь большую семью и ни на чью помощь нам рассчитывать не приходилось. Просто я очень люблю детей. И каждый из них – что первый, что третий, что шестой - самый любимый, самый желанный. Какое это счастье – прижимать к груди родное существо с маленькими ручками и ножками!
Мне очень повезло с мужем. Сергей тоже любит детей, живем мы с ним дружно, без ссор. Он водитель по профессии, но вот уже более десяти лет вынужден ездить в Москву на заработки. А как же прожить, работая в сельском хозяйстве? Вон дом строим, дети подрастают – на все нужны немалые средства. Я сейчас нигде официально не работаю, сижу дома с младшим Данилкой. В детский садик водить его в Сердеж очень далеко, да и со здоровьем у него есть проблемы».
Пока мы беседовали, мальчишка с любопытством поглядывал на меня. А когда угостила его шоколадкой, Людмила Алексеевна сказала: «Он ведь один есть не будет, со всеми поделится. У нас так всегда. Когда жили в Глазырино, я работала дояркой, так дети, настряпав сырников, оставляли и маме. Как мне было приятно! Никогда не забыть, как третьеклассник Ваня сварил для меня суп и ждал меня с работы. Наверное, вкуснее я ничего не ела».
Домашние дела, забота о детях отнимают у любой женщины немало времени. Людмила Алексеевна говорит, что при возможности старалась где-то подработать. Став на учет в Центр занятости, получила на развитие своего дела 58,8 тыс. рублей. Приобрела скот – овец, телят, свиней, даже кроликов. Ухаживать за живностью очень нравилось, дети во всем помогали. Но когда перенесла сложную операцию, пришлось оставить только одну корову. Без нее в деревне никак нельзя. Для потребностей семьи выращивают разную живность: свиней, гусей, уток, кур.
Людмила Алексеевна не сидит сложа руки – старается хоть как-то помочь мужу. Вот весной выращивает с девчонками рассаду капусты, цветов и распродает своим деревенским и всем желающим – все какой-то плюс к семейному бюджету.
Людмила Алексеевна с удовольствием рассказывает, что дети у них очень дружны между собой, друг за друга всегда сопереживают. Когда старший Иван был в армии, сестренки, братишки с нетерпением ждали от него весточек - звонков.
Если с кем-то проблема или заболеет кто, беспокоятся все, не только мама. А какие они все старательные помощники! И сено помогают заготавливать, и в огороде садить-полоть, и забитых птиц ощипать, и на кухне что-то приготовить, и выпечку состряпать, и скот накормить, и дома прибраться, и постирать, и прополоскать белье. И все это как-то само собой разумеющееся. А кто же маму будет жалеть, ведь папа часто в отъезде. По нему тоже очень скучают и ждут, а он всех очень балует. Мама же – добрая, ласковая, но строгая. «Даже чересчур»,- сказала старшая из дочек Катя, которая учится в 10 классе ССШ №2. В ту же школу ходят и сестры Лена - в восьмой, Аня – в третий. Хотя и не отличники, но учиться стараются.
«Воспитывать нужно и лаской, и строгостью,- рассуждает Людмила Алексеевна.- Я ведь своим детям только добра желаю. Хочу, чтобы они выросли достойными людьми, чтобы люди не говорили: «Вот нарожала, а воспитать не сумела». И дети это понимают, хотя, бывает порой, обижаются. Только обид мы друг на друга не таим, и если кто-то перед кем-то бывает не прав, просит прощения – дети перед родителями или родители перед детьми.
Я попросила детей рассказать о маме, какая она? “Хорошая и красивая, любящая”,– ответили девчонки, а Анатолий с сестрами согласился. Он уже взрослый. Вот в конце ноября наденет армейскую форму. Был студентом МарГУ, но, проучившись год на физмате, понял, что это не его и решил отслужить в армии, чтобы потом поступить в военное училище.
Мама Людмила, рассказывая о детях, вся светится, словно нет у них никаких проблем. А самая большая забота у нее сейчас – младшенький Данилка. Она даже Библию начала читать, чтобы Бог помог сынишке преодолеть недуг. И большая семья ей не в тягость. Муж не курит, не пьет, пример во всем для сыновей, они и дом вместе строят…
«Летом у нас здесь очень красиво,- говорит Людмила Алексеевна,- и цветов вокруг полно, и детей во дворе целый детский сад собирается. А семьей мы всегда отмечаем дни рождения. Дети растут, и у каждого свой характер вырисовывается, и с этим тоже надо считаться».
А мама знает подход к каждому родному сердечку, кого приголубит, кого к груди прижмет, кому доброе слово скажет – и снова лад и мир воцаряются. Нечасто такое встретишь в семьях.
С Днем матери Вас, милая Людмила Алексеевна! Сил, здоровья и счастья желают Вам ваши дети, а мы присоединяемся к поздравлениям.
Алевтина ВШИВЦЕВА.