Средь шумного бала…

Под торжественную музыку – полонез в зал входили пары. «Герцогиня Татьяна Николаевна Пирогова с сыновьями и дочерьми! Графиня Вера Иванова Онучина с племянниками! Княгиня Любовь Александровна Лоскутова с многочисленным семейством! Графиня Ольга Вячеславовна Васильева со своими кузинами...!», - представляли входящих ведущие. Так начался во второй школе п. Сернур бал - первый бал, посвященный 400-летнему юбилею царского Дома Романовых, получивший название «Императорский».
Праздничность атмосферы чувствовалась во всем - в напоминавших о прошлой эпохе украшенных стенах, настраивавших присутствующих на светлый ностальгический лад, в длинных бальных нарядах девушек, которых сопровождали кавалеры в строгих изящных костюмах и даже в легкой метели, кружившей на улице и словно намекавшей на сюжет из пушкинской повести. Ведущие (кстати, вовсе не профи, а старшеклассники Юлия Карамова и Марсель Хафизов) объявляли танец за танцем, рассказывая об истории каждого из них, и параллельно приоткрывая странички биографии царской династии. Они поведали о том, как зародилась на Руси традиция проводить балы. О том, что первые попытки предпринимались еще Лжедмитрием I. Однако не выдержали испытания, потому как стали слишком большим вызовом культуре. Только сто лет спустя Петр I ввел ассамблеи - «собрание лиц обоего пола», где надо было танцевать. Поначалу для русского светского общества танцы такого рода были сущим наказанием. Но постепенно балы вошли в обиход и стали его неотъемлемой частью.
У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. Главным смыслом величественного и изящного полонеза было восхищение прекрасной дамой. Неслучайно именно этот танец и открыл бал. Вслед за полонезом пары исполнили менуэт, а за ним последовал незаменимый и волшебный вальс. Вальс, который - было время - высмеивался, запрещался. Почему? Да потому, что учителя танцев видели в вальсе угрозу их профессии. Основные его шаги можно было выучить в относительно короткое время, тогда как менуэт и другие придворные танцы требовали значительной практики не только в изучении множества сложных фигур, но и в совершенствовании соответствующих позиций и манер поведения во время танца. Вальс критиковался также и по моральным убеждениям: возражали против слишком тесной и близкой позиции в танце, а также быстрых кружащихся движений. Религиозные лидеры почти единодушно считали этот танец вульгарным и греховным. Но, несмотря на все это, вальс победил.
После вальса танцеваль-ные пары исполнили задорную кадриль, потом мазурку, польку, перешли на более современные - ча-ча-ча, буги-вуги и даже считавшуюся когда-то легкомысленной летку-еньку.
Танцы перемежались сценками, воссоздающими моменты исторических событий и подготовленными презентациями. С интересом слушали присутствующие в зале гости (а это были не только преподаватели школ Сернурского, но и других районов, а также марийской столицы) повествование о романтическом знакомстве шестнадцатилетнего наследника Российского престола, будущего императора Николая II со своей суженой. Трогательная история его любви к принцессе Алисе, будущей императрице, принявшей впоследствии Православие и получившей имя Александры Федоровны, я думаю, не оставила равнодушным никого. История сохранила доказательства того, какая глубокая и искренняя религиозность выделяла императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии, какая крепкая присутствовала вера, которой было проникнуто и воспитание детей царской семьи.
Ведущие и герои сценок попутно напомнили о том, какие требования предъявлялись к участникам бала – это и особенный (как бы сказали нынче) дресс-код, и аксессуары (от веера до табакерки и обязательной «карне де баль» - книжечки для бала, в которую записывали дамы порядок танцев и имена кавалеров), и особенные правила поведения (к примеру, отказав одному танцору, девица не имела права участвовать в том же танце с другим кавалером), и многое другое…
Прошедший бал, бесспорно, останется в памяти самих участников, организаторов и всех присутствующих надолго. Было видно, что сама подготовка к нему стала большим трудом. Причем и духовным, и нравственным и, конечно, физическим: чтобы усвоить замысловатые танцевальные движения в течение нескольких месяцев, согласитесь, требуется недюжинное терпение. Бал – это все же своеобразная планка, и довольно высокая, представляющая в глазах юношей и девушек несомненную ценность, а также – возможность приобщиться к прекрасному, опирающемуся на исторические традиции. Это способ не только ознакомить современных молодых людей с непростым искусством бальных танцев, но и постараться передать тот дух истинного «благородного собрания», где роскошь праздничных нарядов и изысканность манер служат лишь обрамлением гораздо более значимых человеческих достоинств. Всех тех высоких качеств человеческой души, которые ценились и ценятся во все времена, и дефицит которых, увы, так остро ощущается именно в наш «прогрессивный» и «свободомыслящий» век…
Проведение бала стало подобно созданию сказки. Он и в самом деле похож на сказку, которая хотя бы на короткое время отрывает человека от пошлости, суеты и открывает другой мир, в котором все должно быть лучше. Вкусив плоды высоких устремлений, к горькому и примитивному молодежь после них уже вряд ли потянется. А потому хочется думать, что бал этот станет не последним, ведь доброе начинание пришлось, как говорится, ко двору.
Людмила ТЕТЕРИНА.