Газеты Сернурского района Республики Марий Эл 16 ноября 11 г.
16 ноября 2018 г.
Главная Культура и искусство Каменный исполин Горняка

Каменный исполин Горняка

11 апреля 2014 года
Каменный исполин Горняка

Как-то руководитель краеведческого кружка Дома детского творчества А.И.Глазырина рассказала мне, что собирает материал об истории  Памашъяльского каменного карьера. Большой интерес представляет живописная скульптура,  изображающая могучего человека, поднимающего камень, которая возвышается возле автомобильной трассы на повороте к поселку Горняк. Проезжающие мимо люди обязательно обращают на нее внимание, и многие, наверное, тоже задаются вопросом, с чем связано появление такого примечательного архитектурного объекта у обыкновенной дороги.

Была проведена большая исследовательская  работа по истории создания памятника, в результате которой Анастасии Ивановне вместе со своей воспитанницей краеведческого кружка ДДТ, ученицей 7 класса ССШ  №1 Викой Кужнуровой  пришлось встретиться со многими людьми.  Побеседовать с жителями поселка, специалистами и  рабочими  карьера,  встретиться со скульптором В.Н.Савельевым (на снимке) – автором монументального памятника каменного зодчества. Владимир Николаевич  жил с семьей в Горняке два года. Жители поселка до сих пор помнят Савельева - скромного, дружелюбного, с бородкой…

 А вот что В.Н.Савельев рассказал о себе А.И.Глазыриной, навестившей его в Раифе в январе 2014 года:

«Мои предки  с Токтамыжа – дед Михаил Савельев и мать Клавдия Михайловна. Она была еще ребенком,  когда деда репрессировали и сослали на Урал в  Нижний Тагил. Затем мать с сестрой  Марией Михайловной вернулись в родные края. Мария затем вышла замуж за Дмитрия Орая (Д.Ф.Богословского), известного марийского писателя, активиста советской власти. Я знаком с его дочерьми Ниной и Ириной. А фамилию я ношу своего деда, Михаила Савельева.

Мать была участницей  Великой Отечественной, служила корабельным врачом на Соловках в звании лейтенанта медицинской службы. Во время  войны в госпитале мама познакомилась  с моим будущим отцом.  Я родился 28 июля 1947 года в г. Йошкар-Ола, куда мама вернулась после войны. Учился сначала в школе №13,  затем в одиннадцатой. Там и закончил восемь классов. Мне нравилось там учиться, до сих пор дружу с одноклассниками. Затем  окончил  технологический техникум по специальности «Технология деревообработки» и диплом защитил по деревянным игрушкам. Они потом пользовались успехом на выставках в Монреале во время Олимпиады и на ВДНХ в Москве. Работая художником-оформителем на Йошкар-Олинском заводе электроавтоматики, освоил перегородчатую эмаль. Создал серию значков, которая понравилась кандидату искусствоведения Алексею Винеру (реставрировавшему киевский собор Святой Софии вместе с Александром Грабарем), и он позвал меня в Строгановское училище г. Москва, куда поступил в класс монументальной живописи к Александру Дейнеке. Но вкус к объёмному творчеству пересиливал. Созданная медаль «Марш Акбарса» успешно прошла сквозь сито тогдашних взыскательных выставкомов на московскую выставку «Шестнадцать автономных республик», на Первую Всесоюзную выставку малых скульптурных форм. Затем медаль «Не для войны» экспонировалась на второй Всесоюзной медальерной выставке. И после серии «Уренгой — Помары — Ужгород», экспонировавшейся в Красноярске в дни юбилея Василия Сурикова, перешёл из мастерской Дейнеки на скульптурное отделение в том же Строгановском училище. С третьего курса вернулся домой в Йошкар-Олу. Родилась дочь, и надо было содержать семью…

Работал в худфонде. Был лично знаком  со скульптором Филиппом Павловичем Шабердиным. Когда он был уже болен, я попросил у него разрешения работать в его мастерской.  Первой моей работой  стал мраморный бюст П.И.Чайковскому, который был установлен в  вестибюле   детской  музыкальной школы, носящей его имя…

Заказ на изготовление скульптуры для Памашъяльского каменного карьера получил случайно.  У меня был заказ проектного института «Марийскгражданпроект» на изготовление скульптуры «Муза», которая и сейчас там стоит. Для изготовления мне нужен был камень, и я поехал в Памашъяльский каменный карьер. А директор Иван Павлович  Конкин сказал мне: «Вот сделаешь мне  скульптуру  у въезда в Горняк, тогда я тебе выделю камень». Пришлось сначала делать ее. Год ушел на проектную работу. Думал об образе, и в голову мне пришла мысль о Сизифе, герое древнегреческой мифологии. Представил, как он поднимает тяжелый камень. Работа в карьере - это тяжёлый труд. Изготовил  эскизы памятника, показал Конкину, он одобрил.  Вместе с директором мы походили по карьеру и выбрали подходящий цельный  огромный камень-известняк. Вначале камень  обтесать мне помогли рабочие, а  потом уж все делал я сам. Рубил  долго, два года. Все-таки массив был огромный - 6 метров в высоту, весом под 60 т.  Готовую скульптуру  монтировали на месте из двух частей, потому что иначе ее не смогли бы поднять. Это было осенью  1993 года. Надпись «Агропромдорстрой Памашьяльский каменный карьер» мы придумали уже потом»…

Вот как вспоминал об этом периоде А.П.Иванов, работавший в то время главным инженером карьера: «Каждый день  я видел, как Владимир Николаевич  упорно и настойчиво рубит камень. Столько терпения и трудолюбия! «Память у людей обо мне останется»,- так сказал как-то мне Савельев. За эту скульптуру он получил 11000  рублей, не так и много по тем временам. Идея создания памятника принадлежит директору карьера  Конкину, который возглавлял предприятие с 1985 по 1993 год.  Памятник все   жители поселка так и  называют «Конкин». Иван Павлович был высокий, крупный, широкоплечий  мужчина с вьющимися русыми волосами. Памятник и  внешне на него похож»…

Талант В.Н.Савельева отмечен на зональных, республиканских,  Всесоюзных и Всероссийских выставках. Он - заслуженный художник Республики Марий Эл с 2007 года.  С 1977 года член Союза художников России.

Владимир Савельев работает в разных жанрах и видах скульптуры - от монументальных объектов до пластин малых форм. Его произведения находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях России и за рубежом.

С 1994 года скульптор живет и работает в Раифском Богородицком мужском монастыре, находящемся в 4-х километрах от трассы   Казань – Зеленодольск. Монастырь  называют  жемчужиной  Татарстана. История монастыря началась в 1613 году с небольшого деревянного скита. В 1990-х годах  был отреставрирован весь ансамбль монастыря, и в нем восстановилась монашеская жизнь. Его братия составляет около шестидесяти человек. При обители работают школа-приют для мальчиков-сирот и воскресная школа. Не только паломники со всей России, но и туристы из разных стран по  праздникам и выходным посещают монастырь.

Владимир Николаевич так объяснил  свой выбор стать послушником в монастыре «Я стал заниматься церковным искусством случайно. Просто в годы перестройки заказов не было, и мы с товарищами пришли сюда, скорее, из-за поисков работы. Потом, когда уже прижился здесь, я понял, какой непочатый край тем и разработок открылся передо мной. У православного искусства древние традиции, берущие свое начало в Греции и Византии. И у нас в России тоже уже 1000 с лишним лет развивается эта тема.  Я в своем творчестве хочу коснуться ее по мере сил».

За мраморные рельефы  «Четыре евангелиста» на стене храма Грузинской Богородицы Владимир Савельев был удостоен  в 2010 году Национальной премии России «XXI век».

«Удивительное ощущение умиротворенности исходит от скульптур художника. Душа просто наслаждается живым чувством полета. Наверное, это можно назвать благодатью, исходящей от каждой его работы, - поделилась своими впечатлениями Анастасия Ивановна  от удивительных произведений  мастера во время своей поездки в Раифский  монастырь. – А о памятнике у Горняка Владимир Николаевич сказал: «Рад, что памятник  до сих пор стоит. Радует людей и  символизирует труд горняков. А для потомков я оставил на нем свой личный автограф».

Вот такая, на первый взгляд, простая,  но близкая  всем живущим в посёлке история создания  скульптуры.

Подготовила Алевтина ВШИВЦЕВА.

Комментарии (0)