Отличник печати

В 80-е годы прошлого столетия районная газета «Призыв» все еще выпускалась способом высокой печати. Редакция и типография находились в одном здании. И два коллектива жили как один, вместе проводили общие профсоюзные, партийные собрания, другие мероприятия. А самое главное, делали одно дело – трудились над выпуском в свет районной газеты. Версталась она ручным способом: свинцово-оловянные строчки текстов отливались на линотипе, а потом по макету вручную собирались в гранки. Затем ловкие руки верстальщика буковка за буковкой составляли заголовки, а где нужно вставляли - рамки и прочее. Сверстанную полосу нужно было еще надежно закрепить, чтобы при печатании не рассыпалась. Весила она форматом А3 немало – 28 кило. И вот эту тяжесть нужно было потом перенести в печатный цех, сделать оттиск и отнести на вычитку в редакцию…
Не раз с большим интересом наблюдала, как эту ответственную работу профессионально выполняла Мария Федотовна Шабдарова.
А начиналась трудовая биография Марии Чупраковой совсем не с этого. Родилась и выросла в многодетной крестьянской семье в деревне Орсюба Мари-Турекского района в 1929 году. Помнит начало войны, как уходили мужчины на фронт, и они - мать и пятеро детей – тоже попрощались с отцом возле сельсовета. Тот рядовым прошел всю войну, потом воевал с Японией и благополучно вернулся домой. И этот радостный день навсегда остался в памяти.
Ей, как старшей из детей, работы хватило и в колхозе, и дома, пришлось несовершеннолетней девчонке и на лесозаготовке побывать. Потом послали от колхоза учиться на военную медсестру. Курсы проходили в Косолаповской больнице. Два года работала трахоматозной медсестрой в колхозном медпункте, ездила по деревням, проверяя санитарное состояние населения, делала прививки. Жить было тяжело – одеться по-хорошему не во что, на ногах – лапти. Денег за работу не платили, ставили только трудодни, а кушать-то хотелось. В голодном 1947 году дядя, работающий в паспортном столе, устроил племянницу в Сернурскую типографию, узнав, что рабочим там регулярно выдают по 200 граммов хлеба. Тогда у Маруси еще не было паспорта, так как колхозникам в те времена получить паспорт было очень трудно. Ее приняли по справке на полулегальном основании. А типография в военное время считалась стратегическим объектом, поэтому ее строго проверяли. Один раз участковый попросил предъявить документы – показала справку, он предупредил, что без паспорта тут быть не положено. В следующий раз, чтобы с ним не столкнуться, выпрыгнула из окна и спряталась, а рабочие сказали, что уехала в деревню.
Жила на съемных квартирах. Три года трудилась ученицей наборщицы, осваивая азы типографского дела. В 1951 году ее, уже набравшуюся опыта, перевели в Косолапово наборщицей, где занималась выпуском газеты «Путь Сталина». А когда ликвидировался Косолаповский район, редактор районной газеты «Коммунар» Г.С.Журавлев сразу же пригласил М.Ф.Чупракову обратно в Сернурскую типографию. Работала, набиралась опыта, потом освоила новую специальность верстальщицы. И непросто освоила, а сдав экзамены, получила высший пятый разряд. Здесь же встретилась с будущим спутником жизни - Романом Григорьевичем Шабдаровым. Он работал в Казанской районной газете «Ужара», но после ликвидации Казанского района его перевели в Мари-Турекский район. Оттуда Григорий Сергеевич пригласил его в Сернурскую редакцию переводчиком – нужны были кадры. Заметив литературные наклонности, его перевели заведующим сельхозотделом, заместителем редактора по дубляжу.
У обоих супругов был ненормированным рабочий день, но они всегда поддерживали друг друга в трудную минуту, делая, в общем-то, одно дело. Бывало, до часу-двух ночи задерживались на работе, когда нужно было экстренно поставить какой-то материал в номер. В газетные дни не уходили с работы, пока не отпечатывали весь тираж газеты. Кроме того, в типографии было много заказов на бланочную продукцию.
После объединения четырех районов - Сернурского, Мари-Турекского, Куженерского, Параньгинского. В связи с этим газета «Призыв» выходила 4 раза в неделю на трех языках. А в уборочные дни, кроме того, выпускались еще и листовки. Тогда работать приходилось, как говорится, на полную катушку, порой без отпусков – рабочих рук не хватало. Домашние их видели мало, у Марии Федотовны все домашние хлопоты и заботы о младшеньком Саше ложились тогда на плечи ее свекрови…
Профессиональная версталь-щица стала потом наставницей молодежи, не раз выходила победителем социалистического соревнования, ударником пятилеток, заслужила звание «Лучший наборщик». А сколько грамот, ценных подарков получила – не счесть. В мае 1968 года ее имя было занесено в Книгу почета республики за долголетнюю и безупречную работу в полиграфической промышленности. Самой большой оценкой ее труда в 1972 году стал нагрудный знак «Отличник печати», учрежденный комитетом по печати при Совете Министров СССР и Центральным комитетом профессионального союза работников культуры.
«Когда работала,- говорит Мария Федотовна,- все думала, как до пенсии дожить. А теперь вон уже сколько годков натикало».
Ветеран труда, труженица тыла Мария Федотовна очень заботливая мама, бабушка, да и уже прабабушка. А как она ухаживала за тяжелобольным мужем, делала все, чтобы поднять его на ноги и ей это удалось. Однако болезнь все же сделала свое черное дело, и вот уже пять лет живет она одна. Но ее навещает дочь Валентина из Сысоева. Рядом проживает сын Александр с семьей. Она всегда гордилась его успехами в спорте – вольной борьбе, а теперь вот переживает за внука Гришу, тоже успешно выступающего в этом виде спорта.
С юбилеем, уважаемая Мария Федотовна, крепкого здоровья, любви и уважения родных и близких.
Алевтина ВШИВЦЕВА.