Без цветов не мыслю жизни

В последние годы люди все больше тянутся к красоте. Многие стараются обустраивать свои усадьбы так, чтобы каждый прохожий остановился и полюбовался. Причем, не только в поселке, но и в деревнях возле своих домов, в оградах, на прилегающей территории разбивают цветники. А потом друг от друга «заражаются» этой тягой к цветам и мимо такого разноцветья равнодушно пройти просто невозможно. Красотища!
Эту окраину деревни Большие Ключи местные жители почему-то называют хутором. Здесь и проживает Любовь Сергеевна Лоскутова. Первое, что радует глаз вокруг ее домика – чистота, нигде не увидишь растущий бурьян. Прибрано все в огороде. Кругом в изобилии растут цветы – в доме на окошках, в ограде, в палисаднике, в саду и даже на месте пустующего участка. А хозяйке этой усадьбы всего ничего – восемьдесят с лишним годков!
- Уже несколько лет никакой скотины не держу, так что мне делать,- рассказывает Любовь Сергеевна,- вот и занимаюсь садом-огородом да цветами. Без них теперь уже не мыслю своей жизни. Сколько разных видов цветов насажено и не помню, сейчас уже многие отцвели. С марта начинаю возиться с саженцами, все окна и стол заставляю рассадой цветов да помидоров. Каждый год стараюсь приобретать разные сорта. А потом вот радуюсь их многоцветью. Утром встану, вроде бы все болит, а выйду к своим растениям, похлопочу возле них – и опять сила появляется, и целый день хожу, да редко когда прилягу отдохнуть. Делюсь рассадой с соседями. Ребятишки в школу пойдут – все ко мне обращаются. Нарежу букеты – радешеньки убегают.
- Как же вам удается содержать в таком приглядном виде и сад, и огород, и все цветники?
- Я не люблю, чтобы бурьян рос. И на улице чуть подрастет трава, особенно одуванчики – все скашиваю. На огороде так же, а траву всю в борозды между грядок складываю, за лето перегниет, вместо перегноя будет, а когда перекапывать будешь, и по всей грядке распределится. В саду нынче несколько раз все обкашивала – дожди идут и трава растет. Люблю обихаживать осенью, чтобы ни листочка у меня не было, никакого мусора, все под метелочку.
- А чем удобряете, чтобы вот так все кругом цвело?
- Удобрений особых не использую на своем участке – у меня в ходу зола да коровяк. Схожу на ферму, принесу ведро, разведу в нужной пропорции и поливаю – и цветы, и викторию, и кусты, и лук жиденьким раствором. Сейчас скота нет, навозу тоже нет – вот так и выхожу из положения.
- Откуда же у вас такая тяга к цветам?
- В детстве у всех цветы росли только на подоконниках и у нас тоже. А я всегда любила полевые цветы собирать. Потом, уже когда своя семья образовалась, дочки попросили отца палисадник загородить, там и начали выращивать цветы. Теперь у меня в нем только георгины растут. Вот с ними возни много. Весной их из подполья пораньше вытаскиваю и проращиваю, и они у меня уже в июле зацветают и очень долго радуют. Если не прорастить, то и в августе цветения не дождешься, а там уже и заморозки пойдут.
У Любови Сергеевны во дворе еще и арбузы красуются – не такие огромные, но крепенькие. Говорит, что третий год их выращивает, а раньше и дыни вызревали. Вот с яблонями не везет – сколько живет в этом доме – уже не один раз приходилось вновь садить: несколько раз вымерзали от сильных морозов, а зимой еще и зайцы сильно портят саженцы. Ствол закроешь, так ветки достают и изгрызают, снега-то вон сколько наметает.
- Вот долгие зимние вечера,- говорит пожилая женщина, - скучно коротать. Только телевизор и смотрю. Раньше шерсть пряла, а дочки вязали себе и ребятишкам разные вещи, и коврики из нарезанной ткани вязала, а теперь зрение не то уже стало. Недавно сделала операцию на один глаз, но пока результатов нет.
В избе у нее – тоже все чисто. В прошлом году газ провели, печку сломали, убрали полати, все выкрасили, оклеили – стало просторно и светло. Одна со всеми делами уже не справляется – помогают дети, внуки.
Я заметила висящие над гардинами в рамках вышитые картины: цветы, природа, птицы.
- Сами вышивали?
- В молодости это было. Работать начала после седьмого класса. Брат Григорий устроил меня в Нурбельский сельсовет сначала счетоводом, потом секретарем стала. Вечерами делать было нечего, в клуб редко ходила, потому что квартировала у брата – вот и вышивала. Домой – в деревню Пичанур (теперь ее давно уже нет) тоже редко ходила. Автобусов тогда не было и зимой приходилось преодолевать это расстояние пешком, летом на велосипеде чаще ездила. Знаете, как по дому скучала! Да и работы в деревне всегда хватало. Я хоть и самая младшая была из семерых детей, но хлебнуть пришлось всего, особенно в военные годы. Отец Сергей Иванович и два брата Михаил и Юрий ушли на фронт. (Отец погиб, братья вернулись живыми). Старшая сестра была уже замужем. Ее посылали на заготовку леса: корову - на ферму, а маленького сына к бабушке пристраивали.
В те лихие годы в колхозе все работы на бабьих плечах оказались. И я за поводья лошади встала в тринадцать лет. На тракторах-колесниках тоже женщины работали. Ох, и трудно было. Трактора часто ломались, все время нужно было доливать воду в радиаторы. Для этого на обоих концах поля стояли дежурные и подвозили на лошадях в бочках воду. Жать пришлось серпом. Помню, сколько хлебов западало – не успевали убирать вручную. Есть тоже было нечего. Присядешь, бывало, отдохнуть, возьмешь колосок в руки, разотрешь и жуешь зерно, чтобы хоть как-то утолить голод. Одеваться тоже было не во что. Мама все вечера пряла, потом ткала полотнища, из них заказывала портным одежонку. Как-то мне сшили зимнее пальто, простеганное куделью, которая и тепло-то не держала. Вот так и ходила за три километра в школу, насквозь продуваемая всеми ветрами...
Бедно жили, плохо, а вот весело было. Приглянулись мы с ключевским парнем Алексеем друг другу. Он был гармонистом и трактористом, да еще бригадиром тракторной бригады потом поставили. Знакомы были со школы, а дружить начали только повзрослевшими. Три года встречались, потом поженились. Троих детей воспитали – сына Сергея, дочек Лизу и Валю. Сама 24 года проработала рядовой в колхозе, потом в сельсовете бухгалтером, а когда открыли филиал сбербанка, туда перешла. Оттуда и ушла на пенсию в 57 лет. Пока жили всей семьей, скота полон хлев держали – и корову, и подтелка, и овец, и птицу. Трех поросят обязательно откармливала, чтобы и себе, и детям хватило мяса. После смерти мужа еще несколько лет держала корову, а теперь вот уже семь лет как никого нет. Живу одна в своем доме и пока могу, никуда не хочу отсюда уезжать. Я никому не мешаю и мне тоже спокойно в тишине. А в гости соберутся – полон дом, ведь у меня 6 внуков и 7 правнуков…
Любовь Сергеевна счастливо улыбается. А когда в саду про свои цветики-семицветики рассказывала, мне показалось, что и они в ответ за заботу кивают хозяйке своими пестрыми головками. И радуется она еще тому, что в деревне, глядя на нее, соседки тоже стали цветниками обсаживать свои усадьбы. А брать пример им есть с кого: в красоте, и в чистоте, да и в трудолюбии тоже.
Алевтина ВШИВЦЕВА.