Газеты Сернурского района Республики Марий Эл 16 ноября 11 г.
16 ноября 2018 г.
Главная Кроме того В этом счастье человека

В этом счастье человека

18 марта 2016 года

Наша землячка Людмила Борисовна Крылатова (в девичестве Булдакова) давно уже обосновалась в марийской столице. А до этого с мужем - военнослужащим, ей довелось пожить в Забайкалье, Чехословакии, Нижнем Новогороде, побывать в городах нашей страны и дальнего зарубежья. Но каждое лето какая-то неведомая сила тянет ее в дорогие сердцу места - в окрестности деревни Болотный Ключ, где она когда-то появилась на свет. Побродить по полям, подышать напитанным ароматом трав воздухом, послушать шепот легкого ветерка, насобирать зрелой клубники в лугах или грибов в подросшем ельнике… Получить живительную энергию родной сторонки.

  - Когда-то наша деревня Болотный Ключ входила в состав совхоза "Казанский". Здесь родился мой отец - Борис Петрович Булдаков, а мама - Валентина Васильевна, выйдя за него замуж, переехала из д. Лебедево. В Болотном Ключе появился на свет мой старший брат Сергей, я и младшие сестричка с братишкой - двойняшки Татьяна и Иван. Я помню деревню, когда в ней оставалось одиннадцать домов. Помню телятник, где трудилась мама. Работала она и на конюшне, и в овчарне. А в страду помогала отцу на тракторе.

  Учились мы в Лопинской школе. Сюда ходили дети со всей округи, даже из дальнего населенного пункта под названием Митринер. Лопу и Болотный Ключ разделяла речка Она, через которую были перекинуты деревянные мостки. Не сосчитать сколько раз за свои детство и юность мы пересекали эти переходы, торопясь то в школу, то обратно домой. В водополь, бывало, их сносило большой водой, но трудолюбивые деревенские мужчины отстраивали их заново - это была своеобразная "дорога жизни", ведь на том берегу находилась не только деревенская восьмилетка, но и магазин, медпункт, библиотека.

  Младшая сестра Таня вспоминала, как однажды, учась в начальных классах, они с братом решили проехать по этим мосткам на велосипеде. Но ловкости не хватило и вместе с велосипедом они свалились в речку, утопив портфели, и все то, что в них находилось.

  Моя первая учительница - Ксения Михайловна Мамаева - обучала еще нашу маму. Ребятишек в школе было немного, поэтому начальное звено занималось вместе: в одной классной комнате размещались сразу несколько групп - первый, второй и третий классы. Учитель умудрялся давать знания сразу по трем учебным программам. Старшие же ребята делились по возрастам. Самый многочисленный класс состоял из десяти ребят. Нам приходилось отвечать практически на каждом уроке, так что отсидеть занятие за счет ответов других шанса не предоставлялось. В этом, как оказалось впоследствии, был свой плюс - знания закладывались в головах деревенской детворы крепче.

  Требовательный, но добрый директор - Василий Николаевич Багаев, требовательный, учил детишек истории. Здесь же преподавала русский язык и литературу его миниатюрная с тихим и приятным голосом супруга, Анна Григорьевна. Когда в школу приехало молодое пополнение - учителя Роза Николаевна Черепанова и Любовь Николаевна Ошуева, школа буквально ожила. У активных и задорных девушек была неиссякаемая фантазия - они организовывали концерты и другие различные мероприятия, вовлекали в них не только учительский коллектив, школьников, но и деревенских жителей. Помню, был замечательный концертный номер - песня "Алеша" - в исполнении Любовь Николаевны и деревенского механизатора с красивым звучным голосом Ивана Петровича Попова. Зрители слушали их дуэт, затаив дыхание…

 Нам нравилось посещать Лопинскую библиотеку, которой заведовала добродушная женщина Августа Ивановна Булдакова. Часами могли листать толстенную книгу - Большую советскую энциклопедию, отыскивая значение того или иного слова и находя для себя много интересного. Любили забегать и в медпункт, где хозяйкой была Анна Васильевна Мошкина. Женщина нередко угощала нас сладкими витаминками. В деревянном доме нас жило семеро - мама, папа, четверо детей и бабушка. Немалую часть избы занимала печь, за дощатой перегородкой размещалась родительская кровать, ближе к входным дверям - бабушкина, а детвора ложилась спать на широких полатях. Как наступали теплые деньки, вся семья перебиралась в чуланы. Там под пологами было просторнее, и засыпали мы под соловьиные трели и стрекот сверчков.

  Родители вставали спозаранку - до работы надо было приготовить еду не только для всей семьи, но и для многочисленной домашней живности. Держали корову, свиней, овец, кур, гусей. Кроме этого, в деревне многие разводили пчел, наша семья тоже не была исключением. За пчелосемьями больше ухаживала бабушка. В домашнем хозяйстве был занят и каждый из детей, у каждого имелись свои обязанности по дому - бездельничать не позволялось. Уборка в доме, полив и прополка огорода, пастьба гусей, сенокос, а затем уборка овощей и картофеля - все это было знакомо нам с раннего детства. А, кроме того, мы еще ухаживали за пришкольным участком, трудились на колхозных морковных полях. Росли трудолюбивыми и закаленными.

  У нас была заботливая бабушка - Таисия Александровна, которую мы очень любили. Она пекла необыкновенно вкусные пироги, а еще на ткацком стане ткала разноцветные полосатые половики. Весь пол деревенской избы был устлан таким самотканым разноцветьем. Она и нам, детям, показывала-передавала свое рукотворное мастерство. Но с годами самотканые половики стали немодными в домашнем интерьере. Рулоны дорожек еще долго хранились и служили нам - то посланные в предбаннике на полу, то в чулане. А вот ткацкий стан куда-то исчез. Наверное, выбросили за ненадобностью…

 Настоящим праздником для детворы становилось событие, когда в Лопу привозили кино. На стене школы натягивали белый экран, выносили из здания скамейки и, дождавшись сумерек, начинали крутить очередную киноленту… А потом наши родители одними из первых в деревне приобрели черно-белый телевизор, и к нам на просмотр телепередач стали приходить соседи. Спустя время кто-то придумал приклеить на экран трехцветную прозрачную пленку, так что мы могли представить, что смотрим программы уже и в цвете.

 Ранней весной, как только сходил с лугов снег, каждый вечер ребятня высыпала на улицу, чтоб до темноты играть в лапту или салки, футбол или волейбол. А для взрослых событием в этот период был вынос ульев из омшанников. Односельчане помогали друг другу, и после того, как пчелосемьи благополучно размещались на летнее место жительства, накрывали на улице общий стол. Весело и дружно всей деревней также отмечали престольный праздник Троицу…

   Ребята, окончившие восемь классов, продолжали учебу либо в Марисолинской средней школе, либо уезжали в Йошкар-Олу и поступали в училища или техникумы. Из-за детей после долгих и нелегких раздумий решались на переезд и взрослые члены семьи, родители, бабушки и дедушки. Тянулись к благоустроенности - там, где были дороги, места работы. В 1979 году наши родители переехали в Марисолу, чтоб младшие дети - Иван и Татьяна - смогли спокойно учиться в старших классах. Я в это время уже была студенткой Йошкар-Олинского строительного техникума. И практически сразу, как семья покинула деревню, она стала стремительно пустеть…

   Не только Болотный Ключ постигла подобная судьба. Их много, исчезнувших деревень. Здесь не живут люди, не косится трава, не блестят стеклами рамы, не кукарекают по утрам петухи и не пахнет свежими домашними пирогами. Лишь изредка трещат сороки при появлении человека, и вслед ему с немым укором, сгорбившись и покосившись, смотрят беспризорные и разрушенные дома… Деревень уже нет, но люди все же едут навестить родные места. Их тянет и влечет туда, потому что и в этом тоже состоит счастье обычного человека.

  Записала Людмила ТЕТЕРИНА.

 Фото из архива.

Комментарии (0)